Главная » Истории » Лекции по » Лекция 13. Развитие русской культуры в 19 веке.

Лекция 13. Развитие русской культуры в 19 веке.

Лекция 13. Развитие русской культуры в XIX веке.
ПЛАН:
1. Основные черты и особенности развития культуры данного времени.
2. Стилевые, жанровые особенности русской живописи.
3. Основные стили архитектуры.
4. Тематика скульптуры.
5. Русская литература XIX в.
6. Развитие музыкального и театрального искусства. Развитие русской культуры в XIX веке.

Развитие русской культуры в XIX веке.

ПЛАН:

  1. Основные черты и особенности развития культуры данного времени.
  2. Стилевые, жанровые особенности русской живописи.
  3. Основные стили архитектуры.
  4. Тематика скульптуры.
  5. Русская литература XIX в.
  6. Развитие музыкального и театрального искусства.

 

Литература:

  1. Деятели русской культуры XIX в. Страницы биографий. М., 1990.
  2. Кириченко Е. А. Архитектурные теории XIX в. в России. М., 1986.
  3. Кириченко Е. А. Русская архитектура 1830-х-1910-х гг. М., 1982.
  4. Коваленская Н. Н. Русский классицизм. М., 1964.
  5. Кузнецова Э. В. Исторический и батальный жанр в русском искусстве. М., 1982.        
  6. Очерки по истории русского портрета второй половины XIX в. М., 1985.
  7. Познанский В. В. Очерки русской культуры 2-ой пол. XIX в. М., 1976.
  8. Синдаловский Н. А. Петербург: От дома к дому… От легенды к легенде… Путеводитель. – СПб.: «Норинт», 2001.
  9. Яковкина Н. И. Очерки русской культуры 1-ой пол. XIX в. М., 1984.

 

1. Основные черты и особенности развития
культуры данного времени.

К началу XIX в. Россия утвердила свое положение в качестве европейской державы. Процесс европеизации глубоко затронул различные слои русского общества, что выразилось в развитии культуры в русле западноевропейской традиции, повторявшей такие направления как классицизм, романтизм, реализм. В то же время, происходило освоение и закрепление собственной национальной традиции.
Большое влияние на развитие культуры России оказывали процессы, происходившие в социально-экономической и политической сферах, те исторические события, которыми был богат XIX век.
Отечественная война 1812 года обострила чувство патриотизма и народного самосознания, дав толчок развитию русского искусства. Прежде всего русская литература приобрела национальное и социальное звучание. Ей стало подвластно осмысление исторического пути России. Со времен Пушкина, Гоголя литература стала оказывать огромное влияние на духовную жизнь общества.
Идеи патриотизма нашли свое отражение в архитектурных образах высокого или позднего классицизма (А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Тома де Томон, К. Росси). В живописи произошел всплеск интереса к портретному жанру (О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, К. П. Брюллов), который явился следствием обращения к отдельно взятой личности, ее достоинствам, уникальности.
Движение декабристов и их поражение во многом способствовали осмыслению исторического пути России. Существенное влияние на развитие исторического сознания русского общества оказал, вышедший в 10-20-е гг. XIX вв. фундаментальный труд Н. М. Карамзина «История государства Российского», что способствовало усилению всеобщей тяги образованных людей к историзму.
Для передовой русской культуры характерно стремление к освобождению народа от темноты и невежества. Это выразилось в преобладании антикрепостнической тематики в литературе, в новых чертах исторической живописи. В 30-е гг. XIX в. произошло зарождение критического реализма в живописи и литературе (П. А. Федотов, Н. В. Гоголь). 
Много заметнее стал процесс демократизации культуры. Формировался новый общественный слой разночинцев (большинство художников, музыкантов, скульпторов, например, В. А. Тропинин, А. Г. Венецианов, О. А. Кипренский, А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, были разночинцами). К просвещению, литературе, науке приобщались все более широкие слои населения. Нотная грамота перестала быть почти исключительной основой быта дворца и церкви. Именно в это время М. И. Глинка на основе традиций русской песни создал русский музыкальный театр.
Во 2-ой половине XIX века произошли существенные изменения в социально-экономической сфере. Окончание Крымской войны (1853-1856 гг.) оказало огромное влияние на внутреннюю жизнь России. Национальное самосознание постепенно подготавливалось к пониманию необходимости реформ.
Преобразования 60-70-х гг. XIX века способствовали «раскрепощению умов», которое выразилось в возрождении интереса к живому слову, новым знаниям. Характерной приметой времени стало включение российской творческой интеллигенции в общественное движение. Интеллигенция, которая исповедовала идеалы народопоклонства, чувства вины перед ним, стремилась сделать народ счастливым и богатым. Этим обусловлено такое явление как хождение в народ.
Одним из проявлений такого «хождения» стала деятельность передвижников, которые ставили своей целью приобщение широких народных масс к искусству, искусству, которое на первый  план выдвигало народ – его надежды и чаяния.

 

2. Стилевые, жанровые особенности русской живописи.

Для русской живописи XIX в. был характерен, прежде всего, растущий интерес к человеческой личности. Романтизм отвергал неподвижные каноны и условные нормы и провозглашал свободу творчества. Новое понимание человека получило свое наилучшее выражение в романтических портретах Ореста Кипренского (1782-1836), передающих духовность, сложный внутренний мир человека («Автопортрет с кистями за ухом», «А. С. Пушкин» и др.). Полно национального своеобразия творчество Карла Брюллова (1799-1852), создателя всемирно известного полотна «Последний день Помпеи». Напряженные нравственные искания отразились в творчестве Александра Иванова  (1806-1858). Главным делом его жизни стало монументальное полотно «Явление Христа народу», в котором он выразил веру в духовное возрождение человечества.
Вторая половина XIX в. отмечена безраздельным торжеством реалистической живописи, в большей или меньшей степени связанной с революционно-демократической идеологией. Глубина психологического и социального анализа отличает картины на темы народной жизни и портреты В. Г. Перова (1834-1882; «Проводы покойника», «Тройка», «А. Н. Островский», «Ф. М. Достоевский»).
В 1870 г. было образовано «Товарищество передвижных художественных выставок», члены которого («передвижники») обратились к правдивому, реалистическому изображению жизни и истории простого народа. Они обличали самодержавие и крепостничество, пороки современного им общества. Картины передвижников отличались глубоким психологизмом и мастерством социального анализа (И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Г. Перов, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников, Н. Н. Ге, К. А. Савицкий, Г. Г. Мясоедов, Н. А. Ярошенко, В. Д. Поленов, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин и др.).
Замечательным мастером психологического портрета был И. Н. Крамской (1837-1887), сохранивший для истории образы великих деятелей русской культуры («Л. Толстой», «Некрасов»), его тематические полотна были посвящены философско-этическим проблемам («Христос в пустыне»).
Крупнейшим представителем реализма в живописи был И. Е. Репин (1844-1930), мастер подлинно народный, отразивший в своих картинах жизнь России во всех ее проявлениях на протяжение более чем полувека. Социальные конфликты, столкновение политических сил, взрывы страстей – все нашло отражение в его картинах «Иван Грозный и его сын Иван», «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии» и др.
Картины В. И. Сурикова (1848-1916) «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Переход Суворова через Альпы», «Покорение Сибири Ермаком» с потрясающей силой воссоздает драматические моменты в истории отечества.
Столкновение непримиримых позиций, борьба взаимоисключающих идей стали центральными темами картин Н. Н. Ге (1831-1894) «Петр I допрашивает царевича Алексея» и «Что есть истина?».
Русские художники достойно завершили реформу исторического жанра в живописи, начатую Делакруа. Сказочные и былинные мотивы обрели непередаваемую прелесть в картинах В. М. Васнецова  (1848-1926; «Аленушка»). Обличение войны с ее ужасами, разоблачение казенной лжи о ней стало главным содержанием творчества живописца-баталиста В. В. Верещагина (1842-19044 2Апофеоз войны»). Неподдельным лиризмом дышат картины таких певцов неброской красоты родной природы, как А. К. Саврасов (1830-1897; «Грачи прилетели») и И. И. Левитан (1860-1900; «Марат», «Над вечным покоем», «Владимирка»). Русская живопись, подобно литературе и музыке, воплотила в себе духовную мощь и величие русского духа.

3. Основные стили архитектуры.

         Конец XVIII- начало XIX вв. – эпоха классицизма в русском зодчестве, оставившая яркий след в архитектурном облике Петербурга, Москвы и других городов. Постройки в стиле классицизма отличаются уравновешенностью, четким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Главными законами архитектурной композиции были симметрия, подчеркивание центра, общая гармония. Парадный вход обычно располагался в центре и оформлялся в виде портика . Колонны должны были по цвету отличаться от стен. Чаще всего колонны красили в белый цвет, а стены – в желтый.
В середине XVIII в. Петербург был городом одиночных архитектурных шедевров, утопал в зелени усадеб. Затем началась регулярная застройка города вдоль прямых проспектов, лучами расходящихся от Адмиралтейства. Петербургский классицизм – это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью.
В 1806-1823 гг. было построено новое здание Адмиралтейства по проекту Андреяна Дмитриевича Захарова (1761-1811). В громадном здании архитектор подчеркнул центральную башню. Ее отличает динамичный вертикальный ритм. Венчает Адмиралтейство стремительно взлетающая вверх золоченая игла с корабликом. Торжественно-мажорный ритм Адмиралтейства задал тон всей архитектуре города на Неве, а кораблик стал ее символом.
Важное значение имело возведение в начале XIX в. здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Именно это здание должно было объединить ансамбли, сложившиеся вокруг самого широкого участка русла Невы. Проектирование Биржи и оформление стрелки были поручены французскому архитектору Тома де Томону. В доработке проекта участвовал А. Д. Захаров. Их творческое содружество привело к блестящему решению задачи. Зеркало Невы объединило систему: Петропавловская крепость – стрелка Васильевского острова – Дворцовая набережная.
Невский проспект – главная магистраль столицы – приобрел вид единого ансамбля с постройкой в 1801-1811 гг. Казанского собора. Автор проекта Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814), сын крепостного крестьянина, взял за образец собор Св. Петра в Риме – творение Микеланджело. Использовав его мотивы, Воронихин создал оригинальное архитектурное произведение.
Сорок лет, с 1818 по 1858 гг., строился Исаакиевский собор в Петербурге – самое большое здание, возведенное в России в 1-ой пол XIX в. Внутри собора могут находиться 13 тыс. человек. С галереи на его куполе видны Кронштадт, Петергоф, Пулково, Царское село, Гатчина и море вдалеке. Проект Исаакиевского собора был разработан французским архитектором Огюстом Монферраном (1786-1858). По проекту Монферрана была возведена и 47-метровая колонна из гранитного монолита на Дворцовой площади (1829-1834) – памятник Александру I и одновременно – монумент в честь победы русского оружия 1812 г.
Карл Иванович Росси (1775-1849) был ведущим петербургским архитектором, который «мыслил ансамблями». Дворец и театр превращались у него в градостроительный узел из площадей и новых улиц. Так, создавая Михайловский дворец (теперь Русский музей), он организует площадь перед дворцом и прокладывает улицу на Невский проспект. Главный подъезд здания, помещенного в глубине парадного двора за чугунной решеткой, выглядит торжественно, монументально, чему способствует коринфский портик. Росси спроектировал здание Главного штаба, охватившего Дворцовую площадь с южной стороны. Один из замечательнейших ансамблей России включал здание Александринского театра, прилегающую к нему Александринскую площадь, Театральную улицу за фасадом театра, получившую в наши дни имя Росси, и завершающую его пятигранную Чернышеву площадь у набережной Фонтанки. Последнее творение Росси в Петербурге – здание Сената и Синода на знаменитой Сенатской площади.
«Самым строгим» из всех архитекторов позднего классицизма был Василий Петрович Стасов  (1769-1848). Построил Павловские казармы на Марсовом поле в Петербурге, собор Измайловского полка, триумфальные арки (Нарвские и Московские ворота) и др. Везде подчеркивал массу, ее пластическую тяжесть.
В Москве в это время работали не менее замечательные архитекторы. После изгнания из Москвы в 1812 г. французов началось интенсивное восстановление и строительство новых зданий. В нем отразились все новшества эпохи, но оставалась живой традиция. В этом и заключалось своеобразие московской строительной школы. Осип Иванович Бове (1784-1834) перестроил, а по сути возвел заново Торговые ряды, купол над центральной частью которых размещался напротив купола казаковского Сената в Кремле. На этой оси несколько позже был поставлен Мартосом памятник Минину и Пожарскому.
Бове занимался также реконструкцией всей прилегающей к Кремлю территории, включая большой сад у его стен с воротами со стороны Моховой улицы; создал ансамбль Театральной площади; построил здание Первой Градской больницы; Триумфальные ворота у въезда в Москву со стороны Петербурга (ныне на просп. Кутузова) и др.
Почти всегда вместе плодотворно работали Дементий Иванович Желярди (1788-1845) и Афанасий Григорьевич Григорьев (1782-1868). Доминико Жилярди перестроил сгоревший во время войны казаковский Московский университет. Много и плодотворно архитекторы работали над усадебной архитектурой (усадьба Усачевых на Яузе, имение Голицыных «Кузьминки»).
Хочется отметить московские жилые дома первой трети XIX в., которые донесли до нас обаяние русского ампира.  В них мирно соседствуют торжественные аллегорические фигуры на фасадах – с мотивом балконов и палисадников в духе провинциальных усадеб. Торцовый фасад здания обычно выведен на красную линию, тогда как сам дом скрыт в глубине двора или сада. Во всем царит композиционная живописность и динамика в отличие от петербургского равновесия и упорядоченности (дом Луниных у Никитских ворот, построенный Жилярди; дом Хрущевых на Пречистенке - ныне музей А. С. Пушкина, постр. Григорьевым).
С конца 30-х гг. XIX в. классицизм начинает изживать себя. Архитектуру 2-ой пол. XIX в. обычно называют ретроспективным стилизаторством или эклектикой , ибо художники-архитекторы стали использовать мотивы и закономерности архитектурных стилей прошедших эпох – готики, ренессанса, барокко, рококо и др.  Исследователи отмечают, что эклектизм, или, как его иногда называют, «историзм», был своего рода реакцией на каноничность классицистического стиля. Период эклектики длился почти 70 лет – с конца 1830-х гг. до рубежа следующего столетия.
В 1870-80-е гг. классицистические традиции в архитектуре практически исчезли. Главной стала техническая и функциональная целесообразность – в связи с появлением новых типов зданий: промышленных и административных, вокзалов, пассажей, рынков, больниц, банков, мостов, театрально-зрелищных сооружений, выставочных залов и др.
Особая страница в русской архитектуре 2-ой пол XIX в. – это доходные дома, из которых заказчик стремился извлечь максимальную прибыль и которые быстро окупались. Одной из главных творческих проблем этого времени стала разработка модели многоквартирного жилого дома. В отделке доходных домов эклектизм стал массовым явлением.
Распространенным становится «русский стиль» (или «псевдорусский»). Так вновь в моду входят шатровые завершения, узорочье декора, «мраморные полотенца и кирпичная вышивка», как называл эти мотивы современник. Типичные образцы этого стиля: храм Воскресенья на крови А. А. Парланда в Петербурге, Исторический музей (А. А. Семенов, В. О. Шервуд), здание Верхних торговых рядов  (А. Н. Померанцев) в Москве. За образец, по сути, взято русское деревянное зодчество.   

4. Тематика скульптуры.

Пути развития архитектуры во многом определяли пути развития русской скульптуры. В 1-ой пол. XIX в. продолжает работать И. П. Мартос (1752-1835). К. XIX в. в его почерке многое меняется: мрамор сменяется бронзой, лирическое начало - героическим, чувственное – строгим (надгробие Е. И. Гагариной, 1803 г.). Греческая античность становится прямым образцом для подражания.
В 1804-1818 гг. Мартос работает над памятником Минину и Пожарскому, средства на который собирались по общественной подписке. Рука Минина простерта к Кремлю, его одежда – русская рубаха. На кн. Пожарском древнерусские доспехи, островерхий шлем и щит с изображением Спаса.
Федос Федорович Щедрин  (1751-1825) – скульптуры захаровского Адмиралтейства: трехфигурные группы Гесперид («Морские нимфы»), несущих сферу, статуи 4-ех великих античных воинов (Ахилла, Аякса, Пирра, А. Македонского).
Органического синтеза скульптуры с архитектурой  в своих работах достигли Степан Степанович Пименов (1784-1833) и Василий Иванович Демут-Малиновский (1779-1846). Ими созданы скульптурные группы для воронихинского Горного института, россиевских созданий – Дворцовой Триумфальной арки и Александринского театра.
Б. И. Орловский (1793-1837) создал статуи Барклая де Толли и Кутузова у Казанского собора.
Русский классицизм нашел выражение и в станковой скульптуре малых форм, в медальерном искусстве, например, в знаменитых рельефах-медальонах Федора Толстого (1783-1873), посвященных войне 1812 г. Толстой сумел соединить героическое, возвышенное с интимным, глубоко личным и лирическим, иногда даже окрашенным даже романтическим настроением, что так характерно для русского классицизма.
Русская скульптура 30-40-х гг. XIX в. становится все более демократичным. Не случайно в эти годы появляются такие работы, как «Парень, играющий в бабки» Н. С. Пименова (Пименова-младшего, 1836), «Парень, играющий в свайку» А. В. Логановского, горячо встреченные Пушкиным.
Интересно творчество скульптора И. П. Витали (1794-1855), исполнившего среди прочих работ скульптуру для Триумфальных ворот в память Отечественной войны 1812 г. у Тверской заставы в Москве, бюст Пушкина, сделанный вскоре после гибели поэта, колоссальные фигуры ангелов у светильников на углах Исаакиевского собора.
В скульптуре середины века основные – два направления: одно, идущее от классики, но пришедшее к сухому академизму; другое обнаруживает стремление к более непосредственному и многостороннему отображению реальности, оно получает распространение во 2-ой пол. XIX в., но, несомненно также и то, что черты монументального стиля оба направления постепенно утрачивают.
Петр Карлович Клодт (1805-1867) добился значительных успехов как в монументальной скульптуре, так и в «малых формах». Он автор коней для Нарвских Триумфальных ворот в Петербурге (арх. Стасов), «Укротителей коней» для Аничкова моста, памятника Николаю I на Исаакиевской площади и др.
Во 2-ой пол. XIX в. развивается станковая скульптура, в основном жанровая. Но она становится более повествовательной и выглядит как переведенная в скульптуру жанровая картина (М. Чижов «Крестьянин в беде», 1872 г., бронза, мрамор; В. А. Беклемишев «Деревенская любовь», 1896г.). В эту пору благодаря творчеству таких мастеров как Е. А. Лансере, А. Л. Обер, получает развитие анималистический жанр, что сыграло большую роль в развитии русской реалистической скульптуры малых форм (Лансере) и декоративной скульптуры (Обер).
Наиболее известным из мастеров этого времени был Марк Анатольевич Антакольский (1843-1902), который, как отмечают исследователи, подменяет отсутствие монументальных средств выразительности изображением «монументальных личностей» - «Иван Грозный» (1870 г.), «Петр I» (1872 г.), «Умирающий Сократ» (1875 г.), «Спиноза» (1882 г.), «Мефистофель» (1883 г.), «Ермак» (1888 г.). Исполненные по заданной программе, они лишь символ определенной личности.

5. Русская литература XIX века.

Одной из наиболее характерных черт русской культуры XIX в. было выявившееся уже в XVIII в. доминирование литературы среди остальных форм художественного творчества. Литература в жизни России приобретала совершенно исключительное общественное значение. В XIX в. русская литература переживала небывалый взлет и вышла на мировую арену. Жизнь русского общества нашла свое яркое отражение в романе М. Ю. Лермонтова (1814-1841) «Герой нашего времени». «Энциклопедией русской жизни» назвал В. Г. Белинский роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Н. В. Гоголь в поэме «Мертвые души», задумав изобразить «всю Русь», создал, по мнению Герцена, страшную исповедь современной ему России.
Реалистическое изображение жизни России и ее главных проблем мы находим в романах И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, пьесах А. Н. Островского, произведениях Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина и, наконец, в творчестве двух величайших русских писателей XIX в. – Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского.
Главная отличительная особенность русской литературы XIX в. – ее этическая направленность. Русскому писателю свойственна отзывчивость, чуткость к человеческой боли. Он сопереживал человеку, обличал пороки современного общества. Тема «маленького человека» в последствии стала одной из ведущих тем русской литературы (А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский).
Одна из центральных проблем русской литературы XIX в. – взаимоотношение личности и общества. Горячие споры вызывал и вызывает по сей день образ Обломова в одноименном романе А. И. Гончарова (1812-1891). Для одних читателей слово «обломовщина» стало синонимом лени, апатии, паразитизма. Другие, напротив, усматривают в Обломове образец душевной чистоты, а в его бездеятельности – своеобразный протест против бездушия современного ему общества.
Необычайно сильна в русской литературе XIX в. была сатирическая традиция, особенность которой заключалась в ее гуманистической направленности. Так Гоголь призывал смеяться не над «кривым носом», а над «кривой душой» и видел назначение комедии в том, чтобы исправлять людей, воспитывать их («Ревизор», «Мертвые души»).
Едкая и язвительная сатира М. Е. Салтыкова-Щедрина (1826-1889) вскрывала самые язвительные социальные процессы («История одного города», «Господа Головлевы»). Щедрин широко применял прием иносказания с элементами фантастики и гиперболы («Сказки»). Салтыков не идеализировал народ, говорил о нем без прикрас.
Среди выдающихся русских писателей и мыслителей XIX в. особое место занимают Л. Н. Толстой (1828-1910) и Ф. М. Достоевский (1821-1881). Они остро ощутили остроту социально-исторических и нравственно-психологических противоречий своего времени. В поисках разрешения противоречий они обратились не к политике, а к нравственности, резко разойдясь с русской революционной мыслью того времени. Духовная ситуация, которая возникла в России в конце XIX века, вновь потребовала постановки всех «проклятых» исходных вопросов о смысле жизни, о природе добра и зла, о критериях их разграничения. Ответы на них надо было искать заново. Это и стало главным делом героев Достоевского и Толстого.  

Развитие музыкального и театрального искусства.
 
         XIX век стал также временем становления и расцвета русской классической музыки. Рождение национальной школы в русской музыке связано прежде всего с именем М. И. Глинки (1804-1857), положившего основание двум направлениям русской оперы – народной музыкальной драме («Жизнь за царя», другое название «Иван Сусанин»)  и опере-сказке, опере-былине («Руслан и Людмила»). Опера А. С. Даргомыжского (1813-1869) «Русалка» на пушкинский сюжет положила начало жанру психологической драмы в русском оперном искусстве.
Во 2-ой половине XIX века огромную роль в развитии музыкальной культуры сыграло творческое объединение композиторов «Могучая кучка», руководителем которого был М. А. Балакирев, а идеологом критик В. В. Стасов. Композиторы «Могучей кучки» стремились передать «правду жизни», национальный характер. Они широко использовали музыкальный фольклор. Широкое признание не только в России, но и за рубежом получили оперы М. И. Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина», А. П. Бородина «Князь Игорь», Н. Римского-Корсакова «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане».
Оперы П. И. Чайковского (1840-1893) «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Чародейка» и др. – написаны в лирико-драматическом ключе при тонкой психологической разработке характеров. Чайковский был, по сути, создателем классической русской балетной музыки. Его балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» и другие, поставленные на сцене выдающимся хореографом Мариусом Петипа, относятся к мировым шедеврам.
Свою лепту в общий духовный подъем внесли и театральные деятели. Реализм прочно утвердился и на театральной сцене. Славу ее составили такие великие актеры, как М. С. Щепкин, П. М. Садовский, Г. Н. Федотова, М. Н. Ермолова. Конец XIX века ознаменован началом реформаторской деятельности К. С. Станиславского и В. И. Немирович-Данченко, основателей Московского Художественного театра. В этот период на сцене были воплощены творения Гоголя, Островского, Чехова.
Разнообразие и богатство духовных исканий России XIX века выдвинули ее культуру в ряд величайших достижений развития человечества. Русская культура развивалась нередко в очень сложных условиях, но она развивалась в органической связи с жизнью великой страны, жила радостями и горестями своего народа. Выйдя на передовые рубежи культурного развития человечества, русская культура щедро пополнила сокровищницу мировой культуры, превзойдя в некоторых областях высшие достижения европейских мастеров.      

 

        

 

Критический реализм – реалистическое изображение действительности с обличением социального зла, с чувством сострадания к народу.

Классицизм – европейское культурно-эстетическое течение, которое ориентировалось на античное (древнегреческое и древнеримское) искусство, на античную литературу, мифологию.

Портик – выступающая вперед часть здания с колоннами и фронтоном.

Эклектика от греч. «эклейгн» - выбирать, избирать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Pin It on Pinterest