Главная » Педагогике » Лекция № 2. Педагогический процесс. Образование как общечеловеческая ценность. Развитие личности и образования.

Лекция № 2. Педагогический процесс. Образование как общечеловеческая ценность. Развитие личности и образования.

Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы. Связь педагогики с другими науками об обществе и человеке. Отрасли педагогики. Единство педагогической науки и практики. Как основы разработки педагогических теорий, систем, технологий. Методы педагогического исследования. Категориальный аппарат и основные понятия педагогики.

Лекция № 2. Педагогический процесс. Образование как общечеловеческая ценность. Развитие личности и образования.

Основные объективные факторы развития и формирования личности – наследственность, среда, воспитание. Рассмотрим различные точки зрения по этому вопросу:
1. Теория преформизма – древнейшая теория, в соответствии с которой все свойства и качества человека заложены в семени, т.е. ведущим и неизменным фактором является наследственность.
2. Теория конвергенции двух факторов предполагает взаимодействие наследственности и среды, причём наследственность является основной, а среда лишь условием реализации наследственно предопределённых особенностей личности.
3. Существует своеобразная теория, утверждающая, что в основе развития ребёнка лежит биологический закон. Суть этой теории в том, что прослеживается аналогия в развитии человеческого рода: как в биологическом развитии человек периоды животного мира, так и в социальном повторяются все периоды развития человеческого общества. При этом имеется в виду неизменность наследственности и среды. Периоды жизни ребёнка рассматриваются следующим образом: первые полгода соответствуют последующие периоды развития соответствуют различным эпохам развития общества – дикости, варварства и пр. И только зрелость отражает современную культуру.развитию обезьяны; второй год жизни – элементарному человеческому состоянию;
В современной литературе имеются различные трактовки понятия «формирование личности»:
1. Понимание формирования как внутреннего процесса становления и развития личности.
2. Понимание формирования как развития личности в результате целенаправленного воздействия на неё.
3. Понимание формирования как процесса становления и развития личности.
4. Понимание формирования как результат стихийного воздействия на неё социальной среды.
Формирование личности связано с такими понятиями как менталитет, архетип, ценностные ориентации. Рассмотрим каждое из понятий.
Понятие «менталитет» применяется для выделения особых явление в сфере сознания, которые в той или иной общественной среде характеризуют её отличие от других общностей. Если «вычесть» из общественного сознания то, что составляет общечеловеческое начало, в «остатке» мы найдём менталитет данного общества. Менталитет – это совокупность принятых и в основном одобряемых обществом взглядов, мнений, ценностных ориентаций, стереотипов, норм и способов поведения, которая отличает его от других человеческих общностей, а в сознании отдельного члена менталитет общества представлен в степени, которая зависит от его активной или пассивной позиции в общественной жизни (А. Петровский, М. Ярошевский).
Если обратиться к истории общественного сознания в нашей стране, то можно было бы выделить основные составляющие менталитета, складывающиеся на протяжении столетий и последующих семидесяти лет после 1917 года. Они могут получить условные наименования, метафорический характер которых способствует прояснению их сущности и смысла, влияния на формирование ценностных ориентаций.
«Рабское сознание». Ещё Чаадаев замечал о том, что всё в России носит печать рабства – нравы, стремления, просвещение, ни у кого нет определённой сферы существования, ни для чего не выработано хороших привычек, ни для чего нет правил. Россия – целый особый мир, покорный воле, произволу, фантазии одного человека, вне зависимости от его имени. Во всех случаях это имя – олицетворение произвола.
«Анархическое сознание». В 1918 году Бердяев, рассуждая о душе России, писал: «Россия – самая безгосударственная, самая анархическая страна в мире. И русский народ – самый аполитичный народ, никогда не умевший устроить свою землю … Русский народ как будто бы хочет не столько свободы в государстве, сколько свободы от государства, свободы от забот о земном устройстве …» (Бердяев Н.А. «Судьбы России»). Сегодняшнее безвластие при наличии нормальной, ни за что не отвечающей власти, тому подтверждение.
«Криминальное сознание». К. Леонтьев говорил о том, что русский человек может быть святым, но не может стать честным. «Русский человек может бесконечно терпеть и выносить, он прошёл школу смирения. Но он легко поддаётся соблазна лёгкой наживы, он не прошёл настоящую школу чести, не имеет гражданского закала … Приходится с грустью сказать, что святая Русь имеет свой коррелятов – в Руси мошеннической» (Бердяев Н.А. «Судьба России»).
«В веселье я видел Филата:
Конечно, добыча богата»
— «А чем торгует он?»
— «Да продаёт закон».
(«Русская классическая эпиграмма»)
«Блокадное сознание» (по А. Петровскому, М. Ярошевскому). Политика, которой придерживалось государство с первых лет своего существования, формировала в сознании советских людей постоянное ощущение опасности, связанное с угрозой внешнего врага, даже если реальной угрозы не было, пропагандистские органы раздували страх перед неизбежной войной, навязанной потенциальным агрессором.
«Семейная стриптизация» (по А. Петровскому, М. Ярошевскому). Уникальной особенностью советского общества являлось обнажение интимного мира семейных взаимоотношений. Поскольку семья рассматривалась как ячейка общества, а советское общество идентифицировалось с естественным правом государства и его партийного руководства управлять и командовать семьёй как любой государственной структурой.
«Ханжеская дисексуализация» (по А. Петровскому, М. Ярошевскому). Мир интимных чувств человека, уводивший его в сторону от служения общественному идеалу, был изначально враждебен идеологии тоталитарного общества. В наибольшей степени это относилось к сфере сексуальных отношений. Идеологическое табу на протяжении десятков лет накладывалось на всё, что было связанно с отношениями полов, и в особенности на упоминания о собственно физиологической стороне этих отношений. Педагогическое табу в отношении вопросов, относящихся к половой жизни, оставалось законом для школы. На этом основании строилась «бесполовая педагогика».
Следует, однако, помнить, что менталитет «советского человека» не отрицает существования и других представлений. Если речь идёт о России, то всем известны такие качества россиянина, как гостеприимство и хлебосольство, отсутствие национального чванства, наличие обострённой потребности в защите Родины, которая сыграла решающую роль в годы ВОВ, и многие другие.
Современная социология моделирует общество как нормативную систему, которую интегрируют ценности. «По отношению к нормативной системе ценностями можно назвать то, что считается «нормальным» желать или не желать. Это часть нормативной системы, окрашенная чувством, или та её часть, которая им может быть окрашена» (Любимова Т.Б. «Понятие ценности в буржуазной социологии»).
Социальные системы предполагают существование неких разделяемых всеми общественных ценностей. Индивиды различаются по тому, каким ценностям они отдают предпочтение.
Социологическая информация, полученная в результате исследования, проведённого в 1993 году Центром социологических исследований МГУ среди студентов университета, выявила следующие ценностные ориентации:
1. Семейное благополучие.
2. Преуспевание в общественной карьере в профессиональном отношении.
3. Удовлетворённость внутренней духовной жизнью.
4. Подчинённость сиюминутным обстоятельствам, выражаема известным кредо «плыть по течению».
Опрос советских и американских педагогов по анкете «О мире, профессии и себе» (Хазард Дж., Вершиловский С.Г. «Ценностные ориентации советских и американских учителей») выявил дифференциацию ценностных ориентаций по таким вопросам, как экология, сохранение национального культурного наследия, здоровье. Авторы отмечают у наших педагогов больший, чем у американцев, разрыв в ценностных представлениях, касающихся планетарных проблем.
При диагностике ценностных ориентаций 228 студентов факультета иностранного языка, математического факультета, естественнонаучного факультета ТГПУ им. Л.Н. Толстого получили следующие данные: на первом месте оказалась семья, на втором – любовь, на третьем – культура, на четвёртом – гуманизм, на пятом – профессионализм, шестое, седьмое и восьмое места заняли соответственно: прогресс, здоровье, уважение к науке.
«В профессиональном мышлении каждого специалиста представлен понятийно-проблемный уровень мышления его эпохи, свойственный ей способ понимания педагогических процессов и явлений, что в свою очередь, усиливается установками, этическими нормами, ценностями и другими социально-психологическими механизмами, присущими современному обществу» (Орлов А.А. «Профессиональное мышление учителя как ценность»).
Если Фрейда называют «отцом индивидуального бессознательного», то Юнг считается автором теории коллективного бессознательного, или архетипа. «Архетип, – говорит Юнг, – означает тинос (печать, отпечаток), определённое образование архетипического характера, включающее равно как по форме, так и по содержанию мифологические мотивы. В чистом виде мифологические мотивы выражают психологический механизм интроверсии сознательного разума в глубинные пласты бессознательной психики. Из этих пластов активизируется содержание безличностного мифологического характера, другими словами, архетипы, и поэтому я называю из безличностными или коллективным бессознательным.
Категории «ценность» и «ценностная ориентация» относятся к числу общенаучных понятий и используются в философии, социологии, педагогике. Ценностные ориентации – важнейший компонент структуры личности, имеющий в своей основе мотивационный, отношенческий, количественный, эмоциональный и оценочный компоненты, обеспечивающий успешность деятельности человека. Маслоу, например, выделяет следующие ценности: истина, добро, красота, целостность, единство противоположностей, жизненная активность, уникальность, совершенство, необходимость, завершённость, справедливость, порядок, красота, лёгкость, игра, самодостаточность. Эти ценности входят в само определение человеческой сущности.
Резюмируя, можно сказать, что ещё до рождения в человека закладывается генетическая программа, которая руководит им, заставляет так, а не иначе решать проблемы, вести себя, согласовывать свои действия с архетипом (коллективным бессознательным, упрощённо определяемым как опыт психической и социальной жизни многих поколений). Даже наше мышление генетически предопределено. Приезжает, например, человек, рождённый в тайге, в степь и думает: «Господи, сколько можно было бы посадить леса!». А приезжает степняк тайгу и думает: «Зачем столько леса? Какую можно было бы сделать прекрасную цветущую степь!» И каждый из них будет действовать, руководствуясь генетической программой, заложенной в нём самом с детства. Таким образом, основными факторами развития личности являются не только наследственность и среда, и воспитание, и саморазвитие личности.
Но не сила влияний, ни изменчивость этих факторов, ни их самая жёсткая взаимосвязь и взаимообусловленность, ни их единство не обеспечивают развития и формирования личности без её активной деятельности. Их влияние реализуется лишь в процессе деятельности самой личности – это главнейшее, определяющее условие развития личности, т.е. человека как члена общества, гражданина, частицы макрокосма.
Развитие человека идёт через разнообразные процессы, в конечном счёте ведущие к самоактуализации. Они имеют место на протяжении всей жизни человека и обусловлены спецификой и мотивацией развития; возможности проявления которой не находятся в прямой зависимости от степени удовлетворения базовых потребностей. По мнению Маслоу, у абсолютно здорового, нормального, счастливого человека полностью доминирует в системе его мотивов стремление к самоактуализации, определяемое как «непрерывная актуализация потенций, способностей, как осуществление миссии (или призвания, судьбы, предназначения, предначертания), как более полное знание и принятие собственной сокровенной сущности, как непрестанное стремление к единству, интеграции или синергии личности».
Самоактуализация каждого отдельного человека циклична и неповторима. Связывая самоактуализацию, рассматриваемую как процесс, с мотивацией развития, Маслоу утверждает: «Самоатктуализация в какой-то степени свершившимся фактом лишь у немногих людей. Тем не менее она присутствует у большинства в виде надежды, стремления, влечения, чего-то смутно желаемого, но ещё не достигнутого … Человек является одновременно тем, что оно есть, и тем, чем он стремиться быть».
Осуществлению самоактуализации во многом препятствуют присутствующие также у каждого человека регрессивные тенденции, в основе которых лежат страх, враждебность, праздность, безволие.
Выше говорилось о том, что формирование личности невозможно без активной деятельности самого человека, характер которого не только обеспечивает последовательное и «разумное» поведение, но одновременно является и основой приспособления человека к обществу. Так, характер ребёнка формируется характером родителей. В процессе адаптации к семье ребёнок формирует характер, который затем станет основой его адаптации к обществу и решения различных социальных проблем. Генетически формирование индивидуального характера определяется наложением жизненного опыта, индивидуального и социального, на темперамент и физическую конституцию. Простые привычки, которые не укоренены в характере, а проявляются в результате индивидуального приспособления к культурным людям, могут легко изменяться под влиянием новых социальных моделей. Кроме того, если поведение существенным образом определяется характером человека, то изменяться оно может только при коренных изменениях в самом характере.
По мнению Фромма существуют так называемые непродуктивные и продуктивные ориентации характера. К непродуктивным относится следующие: рецептивная (получательная), эксплуататорская (берущая), накопительская (сохраняющая), рыночная (обменивающая), ориентации характера. Продуктивная – производящая ориентация.
Рассмотрим кратко каждую ориентацию характера человека.
Человек, обладающий рецептивной ориентацией, полагает, что «источник всех благ» находиться во внешнем мире, и считает, что единственный путь обрести желаемое – будь то нечто материальное или какое-то чувство, любовь, знание, удовольствие – это путь получения извне. Таким людям свойственно искать кого-нибудь, кто дал им требуемую информацию, вместо того, чтобы прилагать усилия для получения её самостоятельно. Им трудно сказать «нет», они легко, в подтверждение своей преданности, дают обещания. Они зависимы не только от авторитетов в делах знания или помощи, но и вообще от людей, оказывающих им хоть какую-нибудь поддержку. В одиночестве они чувствуют себя совсем потерянными. В целом лица с рецептивной ориентацией обладают оптимистическим мировоззрением и дружелюбием.
Эксплуататорская ориентация, подобно рецептивной, основана на постулате, что источник всех благ находится вовне, что всё, что человеку хотелось бы получить он должен искать вовне, а не добиваться собственными силами. Разница между ними заключается в том, что люди с эксплуататорской ориентацией не ожидают помощи от других как дара, а отбирают силой или обманом. Эта ориентация проявляется во всех сферах деятельности. Такие люди стремятся не продуцировать идеи, а красть их (либо путём плагиата, либо путём преподнесения чужой идеи как своей собственной). Они эксплуатируют всех и вся, от кого или из чего они могут извлечь что-нибудь для себя. Их девиз – «краденное всегда слаще».
Если рецептивный и эксплуататорский типы ориентации одинаковы в том, что направлены на внешний источник получения требуемого для жизни, накопительская ориентация в этом отношении существенно от них отличается. Всё новое, что может быть почерпнуто извне, вызывает у людей этого типа характера чувство недоверия. Безопасность этих людей основывается на накоплении и сохранении уже накопленного, тогда как траты воспринимаются как угроза. Их скупость одинаково распространяется и на деньги, и на чувства, и на мысли. Если внешний мир воспринимается как угроза, то логической реакцией на неё оказывается упрямство. Акты творчества – это чудо, о котором они слышали, но в которое не верят. Их самые высшие ценности – это порядок и безопасность; их девиз – «нет ничего нового под луной».
Рыночная ориентация преимущественно развилось и выкристаллизовалось в современную эпоху. В наше время рыночная ориентация чрезвычайно быстро прогрессирует вместе с развитием нового рынка, «рынка личностей» – феномен последних десятилетий. Человек более не заинтересован ни в собственной жизни, ни в собственном счастье, он озабочен только, он озабочен только тем, чтобы не утратить способность продаваться. Подобно чемодану, человек должен быть в моде на рынке личностей, а чтобы быть в моде, он должен знать какого рода личности пользуются наибольшим спросом. При рыночной ориентации человек рассматривает свои силы как товар, отчуждённый от него. Предпосылкой рыночной ориентации является пустота, отсутствие каких-либо определённых качеств, которые не могли бы подвергаться изменениям, поскольку любая постоянная, устойчивая черта характера в один прекрасны день может вступить в конфликт с требованиями рынка. Личность с рыночной ориентацией должна быть свободна и ещё раз свободна от всяких индивидуальных особенностей.
Продуктивная ориентация личности – её фундаментальное свойство, а именно это способ её отношения к миру во всех сферах деятельности. Она охватывает и психические, эмоциональные и сенсорные реакции на других людей, на самого себя и на вещи. Продуктивность есть способность человека применять свои силы, реализуя заложенные в нём возможности. Продуктивность означает, что человек ощущает себя неким воплощением своих сил и при этом как бы «актёром», т.е. он чувствует себя чем-то единым со своими силами и не скрывает (другими словами он есть то, что есть его силы) и в то же время, что они не вскрывают его, как маски, от него. Продуктивность есть реализация человеком его потенциальных возможностей, реализация его сил, заключает Эрих Фромм.
Характер воздействия различных факторов на формирование личности во многом обусловлен половозрастными и индивидуальными особенностями развития человека.
В возрастной психологии и педагогике различают следующие этапы развития:
1. Младенчество (от рождения до 1 года);
2. Предшкольное детство (1-3 года);
3. Дошкольное детство (3-6 лет);
4. Младший школьный возраст (6-10 лет);
5. Школьный возраст (10-15 лет);
6. Юность: I период – 15-17 лет, II период – 17-21 год.
Педагог Лихачёв Б.Т. даёт следующие стадии: биологическую (9 месяцев в утробе матери) и социальную (17-18 лет).
Социальная стадия имеет следующую структуру: от рождения до 1 года – раннее младенчество; от 1 года до 3-ёх лет – собственно младенчество; от 3-ёх лет до 6 – раннее детство; от 11 до 14 лет – подростковый период; от 11 до 14 лет – отроческий, подростковый возраст; от 14 до 18 – юношеский возраст.
Периодизация по Э. Эриксону:
1. Оральная стадия (младенчество) – от рождения до 1 года: доверие-недоверие.
2. Анальная стадия (ранний возраст) – от 1 года до 3-ёх лет: автономия-сомнение, стыд (начало формирования супер-эго).
3. Фаллическая стадия (школьный возраст) – от 7 до11 лет: достижение-неполноценность.
4. Пубертат (подростковый возраст, молодость) – от 11-12 дет до 19: идентичность-диффузия идентичности, интимность-изоляция.
По З. Фрейду самые важные периоды в жизни ребёнка завершаются до 5-ти лет. Именно в это время формируются главные структуры личности. По мнению Фрейда, фаллической стадии соответствует зарождение таких черт личности, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, а в дальнейшем утрирование мужского поведения с усиленной агрессивностью. Латентная стадия (5-12 лет) характеризуется снижением полового интереса. Генитальная стадия (12-18 лет) характеризуется возвращением детских сексуальных стремлений, подросток стремится к нормальному сексуальному общению.
В детском возрасте принято выделять (хронологические границы условны):
1. «Кризис первого года жизни»;
2. «Кризис трёх лет»;
3. «Кризис 6-7 лет»;
4. «Подростковый кризис».
Л.С. Выготский выделяет две зоны развития:
1. Зону актуального развития (наличие возможностей ребёнка, его сегодняшний день – ступенька в день завтрашний) ;
2. Зону ближайшего развития (это тот горизонт, к которому ребёнок осознанно или неосознанно стремиться, и достигнув который, он обнаруживает новый уровень горизонта).
Содержание детства, считал Д.Б. Эльконин, определяется тем положением, которое ребёнок занимает в системе общественных отношений, оно различимо в разные исторические эпохи.
Гуманитарная парадигма предлагает изучение человека в его целостности и специфике, но вместе с тем допускает утвердившиеся в философии, психологии, педагогике разделение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
Человек – живое существо, обладающее даром мышления и речи, способное создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда. Он представляет собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретённого.
Индивид (от латинского individuum – неделимое, особь) – человек как целостный неповторимый представитель рода с его психофизическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности.
Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к саморазвитию; устойчивая система социально-значимых черт, отношений, установок и мотивов, характеризующая человека как члена общества.
Человек-личность как социальное существо в педагогике определяется как носитель и выразитель социальных ценностей, опыта, норм, установок, культуры и ролей, как субъектов совместной деятельности и общения, как цель, объект и субъект воспитания и самовоспитания.
«Взаимоотношения между индивидом как продуктам антропогенеза, личностью, усвоившей общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, преобразующей мир, может быть передано формулой: индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают.
…Индивид в своём развитии испытывает социально обусловленную потребность быть личностью и обнаруживает способность стать личностью. Этим определяется развитие человека как личности» (А.Г. Асмолов, А.В. Петровский).
Вопросы по теме:
1. Согласны ли вы с утверждением, что в каждом человеке воплощены все характерные черты всего человеческого рода?
2. Назовите наиболее известные вам утопии. Кто их авторы? С каким философским течением они связаны?
3. В чём, по-вашему, смысл жизни конкретного человека? Как отвечают на этот вопрос философы, психологи, социологи, педагоги и др.?
4. В каком мире, по-вашему, человек хотел (не хотел) бы жить? Почему? Аргументируйте свой ответ.
5. Назовите основные теории формирования и развития личности.
6. Что означает понятие «самоактуализация» и почему не все могут самоактуализоваться?
7. Имеет ли человек индивидуальный проект бытия и смысла жизни? Аргументируйте свой ответ.
8. Охарактеризуйте кратко ориентации личности, предложенные Эрихом Фроммом. Проведите самодиагностику своей личностной ориентации, определив, нуждается ли она в коррекции.
Литература.
1. Гершецкий Б.С. Философия образования для XXI века. – М.:, 1998.
2. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. – М.:, 1994.
3. Стефаневская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. –М.:, 1998.
4. Философский словарь. М.:, 1993.
5. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М.:, 1993.
6. Это человек: Антология. –М.:, 1995.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Pin It on Pinterest