Главная » Философии » Философия науки и техники. Лекция №17

Философия науки и техники. Лекция №17

1. Философия науки.
2. Философия техники.

Лекция 17.ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

1. Философия науки.
2. Философия техники.

Этот раздел философского знания формируется в XIX веке и на современном этапе представляет собой разветвленную совокупность представлений о строении, основаниям и функциях науки и техники. Непрерывный рост масштабов научной и технической деятель-ности, качественные изменения в самом содержании научного и техничес¬кого знания, новые формы организации научно-технических исследо¬ваний — все это и многое другое привело к обострению внимания к предельно общим и узловым, т.е. философски, проблемам науки и техники, необходимости их \»оправдания\» в связи с нарастающим кризисом культуры и ци-вилизации.
Занятия философией науки и техники помогут студенту не толь¬ко усвоить их социаль-ные функции, но и решать проблемы, связан¬ные со своей специальностью, вырабатывать це-лостное видение своей профессиональной деятельности, получить пищу для новых размыш-лений. В то же время, изучая философские проблемы науки и техники, необходимо помнить о том, что их изучение тесно свя¬зано со знанием истории науки и техники, а также истории мате¬матики. Только такое единение истории научного знания и его сов¬ременного содержа-ния обеспечивает полноту усвоения и понимания изучаемого материала.
Науку обычно определяют как часть социального бытия, отрасль культуры, сферу че-ловеческой деятельности, связанную с выработ¬кой и теоретической систематизацией объек-тивных знаний о мире. Научное знание в корне отличается не только от мнения и веры, но и от других видов достоверного знания. В общем виде это отли¬чие — в высокой степени объек-тивной (доказательность, всеобщ¬ность, необходимость) я субъективной (уверенность и убе-жденность) достаточности. В научном знании наиболее точно фиксируется исти¬на, т.е. соот-ветствие мысли действительности, понятия своему предмету. Единицами научного знания являются законы и теории, т.е. логически организованные понятия и суждения, которые ис-пользуют¬ся как средство для получения нового знания.
Будучи по-преимуществу объективно-истинным, научное знание дает силу над внеш-ним миром, позволяет человеку властвовать над природой. Оно дает ему свободу от предрас-судков и суеверий, раз¬личных форм зависимости. Оно раскрывает перед человеком много-слойность бытия, дает возможность ему увидеть за кажемостью нечто подлинное, дополнить чувственную картину мира принципиально иной — основанной на разуме.
Однако, наука при всех своих достоинствах и достижениях не является монополистом познания. Достоверные, правильные, истин¬ные знания добываются и другими формами со-циального сознания и деятельности (повседневной жизнью, практикой, искусством). Поэ¬тому позиция сциентизма, который считает науку наивысшей и дос¬таточной для ориентации человека в мире ценностью, является уз¬кой и чрезмерно претенциозной. Надо учитывать сложную системную организацию общественной жизни, в которой другие сферы культуры так же необходимы, как и наука.
В науке различают эмпирический и теоретический уровни иссле¬дования. Эмпириче-ское исследование направлено непосредственно на изучаемый объект и реализуется посред-ством наблюдения и экс¬перимента. Теоретическое исследование связано о обобщением идей, формулировкой гипотез, законов, принципов, программ. Дан¬ные эмпирического исследова-ния фиксируются в виде единичного или частного высказывания. Теоретического — в виде общего. Разли¬чаются эмпирические и теоретические суждения и способом провер¬ки их ис-тинностного значения: эмпирические проверяются путем верификации (подтверждение фи-зическим экспериментом), теорети¬ческие — путем фальсификации (опровержение мыслен-ным экспериментом).
Теоретический и эмпирический уровни функционируют в факти¬ческом и логическом единстве и друг без друга не составляют науки, а только ее возможность.
Студенту следует подробнее рассмотреть основные методы науч¬ного познания, знать их общую характеристику. Помня о единстве эмпирии и теории рассмотрим вкратце формы эмпирического исследо¬вания — наблюдение и эксперимент.
Наблюдение — это специально организованное и целенаправлен¬ное изучение внешнего мира и отыскание смысла в событиях. В за¬висимости от положения наблюдателя различают внешнее наблюдение, когда события регистрируются во стороны, и внутреннее (включен-ное) наблюдение, когда события рассматриваются \»изнутри\». С развитием на¬уки и ее инст-рументальной базы наблюдение становится все более сложным и опосредованным, зачастую переходящим в эксперимент. Но, в отличие от эксперимента, результаты наблюдения в большей степени зависят от субъективной стороны познания — уровня опыта и квалификации наблюдателя, его положительной или отрицательной установки на восприятие или интерпре-тацию факта,
Влияние субъективности чаще всего возникает в социальных науках, особенно в со-циологии и социальной психологии, где итоги наблюдения в большей мере зависят от лич-ности наблюдателя и его отношения к наблюдаемому. Частным случаем наблюдения являет-ся самонаблюдение, которое используется как один из методов иссле¬дования в психологии.
Эксперимент — это качественно иной тип наблюдения, в кото¬ром планомерно исполь-зуются изоляция, комбинация и варьирование условий с целью изучения зависящих от них явлений. Эксперимент в современном смысле является со времен Галилея и Бэкона одним из важнейших средств исследования.
В зависимости от областей бытия выделяют эксперименты физи¬ческие, социальные, психофизиологические и др. Важным направле¬нием экспериментирования является исполь-зование моделей, которые могут иметь использование физической, математической или ка-кой-либо иной природы.
Цель модельного экспериментирования — глубокое изучение свойств оригинала и всех вариантов его функционирования в реаль¬ной обстановке. Изучение теоретического уровня научного познания рекомендуется начинать с усвоения смысла научных абстракций и идеа-лизированных объектов. Научная абстракция — это отвлечение от единичного, случайного, несущественного и выделение общего, необходимого и существенного, чтобы достигнуть научного объектив¬ного познания. Идеализация есть мысленно сконструированное понятие об объектах, процессах и явлениях в их предельном проявлении. Идеа¬лизированные объекты (точка, окружность, абсолютно твердое тело, идеальный газ и др.) в реальной действительно-сти не существуют. Но они, являясь предметом научного исследования, дают возможность получать обобщенное \»чистое\» знание, что неизмеримо повышает эффективность познава-тельной деятельности.
Абстрагирование, моделирование, идеализация — интеллектуальная основа научной теории, средство объяснения и предвидения. Они \’ находятся в неразрывном единстве и определяются друг через друга. Возьмем, например, реальные газы и абстракцию идеальный газ . Идеальный газ — это идеализация, т.е. понятие о вымышленном объекте, созданном аб-страгированием. В то же время \»идеальный газ — это модель газа вообще, отражение его свойств в качестве \»вещи в себе\», вне деформирующих влияний внутренней структуры м внеш¬них условий.
Аккумулятором всего ценного в науке является теория» которая представляет собой развернутую систему знаний, взглядов и мышления. Всякая теория — это совокупность взаи-мосвязанных высказываний, объединенных отношением выводимости. Начальное положе-ние — это основа, начало теории, а другие — следствие. Этих следствий ищет быть сколько угодно много. Чем больше следствий, выводов, тем выше эффективность теории.
Высказывания научной теории представляют собой законы различ¬ной степени общно-сти, выраженные научным языком, в т.ч. языком математики. Если рассмотреть, к примеру, современную теория небес¬ной механики, то мы увидим, что законы Эйнштейна включают в себя законы Ньютона, а законы Ньютона включают в себя законы Кеплера. Законы — главная ценность теории. Между ними существуют различные отношения: некоторые из них незави-симы и равноправны, т.е. их Нельзя вывести друг из друга; другие выводимы из более общих за¬конов .
Образом научной теории может служить многоэтажная пирамида, на вершине которой — самые общие, невыводимые законы (постулаты), потом идут законы меньшей степени общности, а на нижнем этапе — след¬ствие, т.е. знание о событиях и объектах.
Главное отличие теории как системы последовательно выводимых суждений от эмпи-рических измерений, наблюдений, описаний состоит в том, что теория объясняет и предска-зывает. С точки зрения логи¬ки объяснение и предсказание идентичны: они есть последова-тельное выведение одних положений теории из других. Отличие их в том, что научное объ-яснение относится к известным явлениям в прошлом, а научное предсказание — к неизвест-ному в будущем. Однако теорети¬ческий порядок, лежащий в основе рассуждений в прошлом (объяснение) и будущем (предсказание) одинаков. Он опирается на объективные законы, правила логики и цели ученого. Студенту следует обратить особое внимание на усвоение специфики отражения действительности в законах науки, разобраться в том, что такое гно-сеологический статус теории.
В отличие от других форм познания законы науки более объектив¬на и общезначимы. Они не зависят от восприятия. Высокая степень абстрагирования дает возможность выра-жать законы науки в символи¬ческом, условном языке (система математических символов), между которым и действительности нет чувственного подобия. Модели от¬ражают свойства, а законы — связи, но не всякие, а устойчивые, постоянные, общие. Действие ни одного закона механики, например, нельзя наблюдать в жизни, т.к. нет идеальных условий. Законы нау¬ки — это отвлечение от ряда условий, они относятся не к первичным, чувственно воспринимае-мым объектам, а к объектам идеализованным, так называемым абсолютам. Например, им-пульс системы тел соединяет¬ся при ее полной изоляции от внешнего воздействия. Планеты движут¬ся по законам Кеплера лишь в идеальной солнечной системе, когда на них не дейст-вуют ни тела, ни энергия. Но в материальном мире нет абсолютного. Объекты законов науки — лишь модели материальных тел и процессов. Эти модели отражают наиболее существенное в объек¬тах, постоянные связи в идеализированных модельных объектах.
Исходя из этого, можно сказать, что законы науки не могут применяться к реальной действительности изолированно, а лишь в связи друг с другом. Например, первый закон ме-ханики может описы¬вать взаимодействие реальных объектов лишь в связи с законом тре¬ния\». Это относится ко всем законам: они работают только в единст¬ве с другими. Сила науки — во взаимосвязи ее законов. Поэтому можно сказать, что система законов и есть научная теория. Одновре¬менно законы науки можно рассматривать как знаковые модели дейст¬вительности. К примеру, законы Кеплера — это математическая модель идеальной планетар-ной системы.
В логическом плане законы науки рассматриваются как предложе¬ние, утверждающее или отрицающее нечто о связях, причем в опосре¬дованной форме, через модели. Законы применимы лишь к модельным объектам и отражают необходимость и устойчивость связи, которая есть только в мире моделей. Научные законы осуществляют две функции: 1) гносео-логическую — они отражают необходимые и существен¬ные связи; 2) логическую — они есть форма для выведения других законов или следствий.
Гносеологический статус науки, т.е. в каком смысле научные законы являются отраже-нием объективной действительности, нераз¬рывно связан с понятием структуры теории. В чистом виде структура научной теории состоит из трех компонентов: система объектов — мо-дель объектов — научные законы. Здесь надо обратить внимание на то, что всякая теория есть единство содержания и структуры, гносеологического и логического. Содержание теории отражает объек¬ты. Структура теории — не есть копия структуры объектов: одна теория может быть реализована в разных структурах (формулах), а несколько теорий иметь одну структу-ру. К примеру, со стороны структуры теории идеального газа и упругих тел одинаковы, у них одна формализованная модель.
В целом научная теория не только представляет объекты, но и отражает приемы и субъекты мышления, а также выражает логику науч¬ного познания.
Наука о структуре самой теории, о путях теоретического мыш¬ления есть метатеория, которая излагается на метаязыке. В целом
строение научного знания можно выразить следующим образом. Первая группа компо-нентов — объекты и модели объектов. Это область конк¬ретной науки. Вторая группа — теории, модели теорий, метатеории. Это область логики и методологии науки.
Надо различать теоретический и эмпирический смысл теории. Научная теория имеет отношение к миру при условии, что она обладает теоре¬тическим смыслом и эмпирическим значением. Это стороны теории раскрываются путем теоретической и эмпирической интер-претации, за которыми идет практическая проверка и затем возможная корректиров¬ка экспе-римента или теории.
Эффективность науки определяется не только внутренним ростом обоснованного и до-казательного знания, но и влиянием вненаучных и не¬научных факторов, которые могут на-править использование науки в русло добра или зла. Возникает вопрос о единстве науки и нравст¬венности, о системе ценностей, на которые опирается наука, об эти¬ке ученого. Высо-кий уровень нравственных требований — необходи¬мое условие функционирования науки в интересах человека. Назначе¬ние науки — не просто в усилении господства человека над сила-ми природу, а, главным образом, — в саморазвитии человека, совершенст¬вовании его интел-лекта и внутреннего мира в целом.
В современной духовной культуре в сложном отношении сосущест¬вуют три картины мира — религиозно-мифологическая, философская и научная. Наблюдается тенденция к их синтезу, к созданию целостной картины мира.
Создание синтетической картины мира связано с выявлением об¬щих закономерностей возникновения и развития науки. Здесь следу¬ет усвоить разницу между фактологическим описанием и теоретичес¬ким объяснением, осознать узость евроцентризма и антиисторизма в понимании сущности и происхождение науки.
В то же время необходимо ознакомиться с современными общими моделями развития науки: неопозитивистская модель, концепция научного знания К.Поппера, идея смены пара-дигм Т.Куна, концепция научно-исследовательских программ И.Лакатоса, эволюционистская модель и др.
Студенту под силу самостоятельно освоить и такие закономернос¬ти в развитии науки, как соотношение традиций, стилей мышления и творчества; проблема преемственности и соотношение теорий в научном познании. Особое внимание следует обратить на революции в науке, которые представляют собой коренные преобразования ос¬новных научных понятий, концепций, теорий, программ. В то же вре¬мя научные революции вызываются не .только дифференциацией и интег¬рацией наук, неравномерностью развития различных научных об-ластей я дисциплин, ко и самыми разнообразными социальными сдвигами.
Современная философия науки сконцентрирует внимание на аксиологических пробле-мах. На первый план выходят идеалы научности и целевые установки в области фундамен-тальных и прикладных исследо¬ваний, которые рассматриваются в сочетании с гражданской ответст¬венностью ученых.
Техника — это совокупность искусственно созданных средств деятельности, которые по своему суждению являются овеществлением, материализацией эмпирических или теорети-ческих знаний человека. В то же время техника, как и наука, — часть культуры, такое дина¬мически растущее множество артефактов, которое непосредственно связано с духовной и материальной историей человечества и являет¬ся способом к существованию.
Техника в своем развитии прошла несколько этапов. В доиндустриальных обществах техника выступает в виде совокупности разнооб¬разных орудий труда, как искусное ремесло. Основой орудийной тех¬ники является накопленный поколениями эмпирический опыт, уме-нье, навыки.
Начиная с промышленной революции ХУШ века техника вступает в машинный этап развития. В основе машины лежит уже научное знание, что дает возможность заменить мно-гие физические усилия человека и животных и осуществлять технологические функции че-ловеческой руки с помощью специальных устройств.
В середине XX века начался новый этап в развитии техники — поя¬вились и стали быстро распространяться автоматы, т.е. технические средства, заменяющие некоторые технологиче-ские функции интеллекта. Наиболее динамичным и перспективным направлением автомати-зирован¬ного труда и быта является компьютерная техника, положившая нача¬ло новой ком-пьютерной революции в технологической стороне общественной жизни. С ее помощью про-исходит быстрое освоение в практи¬ческих целях всех форм движения материи, всех сторон научно-тех¬нического процесса.
К традиционным философским вопросам техники относятся вопросы о соотношении естественного и искусственного в жизни человека, о взаимоотношении техники и науки, о предмете технических наук, о соотношении техники, технологии, организации и др. На со-времен¬ном этапе ведущим направлением философского анализа техники явля¬ется ценност-ный подход к ней по всему фронту существующих проблем. По-новому начинает осозна-ваться рациональность технической дея¬тельности. Она дополняется гуманистическими идеа-лами и социокультурными параметрами. Такой подход требует переосмысления истории науки и техники в контексте истории общества, выработки на этой основе реальное знание о научно-техническом прогрессе.
К третьему тысячелетию нашей эры человечество достигло глобаль¬ного технологиче-ского могущества, но опираясь при этом на традиции технической цивилизации европейско-го типа, зашло в тупик. С одной стороны, созданы предпосылки ноосферы и последующей ее эволюции в космосферу жизни. С другой — вышедшие из-под контроля общества гонка воо-ружений и планетарный экологический кризис подвели Вселен¬ную к катастрофе, вероят-ность которой стремительно растет. Об этом предупреждали ведающиеся мыслители конца XIX — начала XX веков. Исторически сложившиеся идеалы, нормы и средства технического пре¬образования природы утратили реальную ценность и их ошибочность становится все яв-ственнее. И хотя общество и сегодня еще не располагает адекватной теорией научно-технического прогресса, практически общепризнано, что центральное место в ней должно принадлежать принципам гуманизации и экологизации сознания и деятельности людей.
На пути к новой философии техники надо пересмотреть некоторые классические фило-софские проблемы. Это, прежде всего, проблема со¬отношения материальной и духовной культуры. Знания в данной области сегодня оказываются недостаточными для обоснования новых мето¬дов практической деятельности. Здесь не хватает философски обос¬нованных предложений о возможных целях, границах и условиях антропогенного изменения природ-ных процессов. Следствием этого является узкий прагматизм в постановке задач и определе-нии средств технологического развития.
Важной является проблема взаимодействия и теоретической интер¬претации истории общества, его культуры, науки, техники и природы как целостного всемирно-исторического процесса. Познание стабильных во времени внутренних и внешних факторов развития тех-ники, ее ло¬гики и истории является инструментом ее целенаправленного изменения.
И наконец, нарастает проблема корректировки ценностей, идеалов и вытекающих из них целей и норм технической деятельности. Здесь необходимо более полное осознание людьми общности интересов, своей принадлежности единому человеческому сообществу. Этого требует и динамика научно-технических изменений, которая настолько усилилась, что социально-культурное освоение этих перемен уже за ней не пос¬певает. Распадаются общест-венные структуры и представления о куль¬турных нормах. Прежде всего это относится к раз-ладу между техническими возможностями и не изменившимися нормами, представлениями, поведением.
В этой ситуации нужны новые рациональные способы оценки техни¬ки, которые по-влияют на поиск технических решений. Оценка техники должна стать объединяющим инст-рументом, противостоящим бесконтроль¬ному ее развитию. Сознательный учет альтернатив-ных возможностей и оценка ожидаемых последствий в свете ценностных критериев (инте¬ресов, потребностей, приоритетов, предпочтений) — основные состав¬ляющие оценки техники и единственный путь к рациональному решению проблемы.
Новая рациональная модель техники должна включать в себя норма¬тивный аспект, вы-делять в качестве целей определенные состояния, к достижению которых и надо стремиться. Дело в том, что естественные и технические науки \»отвечают\» на вопрос, что мы можем де-лать, но что мы должны делать, они объясняют возможное положение вещей, но не каши це-ли. Поэтому появляется новый вопрос о механизме управле¬ния и контроля за техническим потоком. Неотъемлемыми моментами такого механизма являются этический, гуманистиче-ский, экологический, военный аспекты. Но сами по себе, без учета условий, этический и дру-гие постулаты не могут быть реализованы. Их внедрение в пове¬дение определяется направ-лениями научной деятельности, финансовой политикой, экономическими предпочтениями, средствами массовой инфор¬мации. Решающую роль в формировании новой этики техники принадлежат последним. Через них к нам поступает большая часть того, что мы зна¬ем и ду-маем о мире, они существенно формируют общественное мнение.
Поэтому при оценке техники и при синтезе этики и теории техни¬ческого развития роль СМИ как регулятора согласованных решений ста¬новится доминирующей.
В современной философии техники все чаще отправной точной и целью размышлений становится человек. Осмысление развития техники затраги¬вает как научные, так и духовно-культурные аспекты. При анализе об¬щественной и индивидуальной значимости научно-технического развития все больше стремятся исходить из следующих соображений. Соци-альному прогрессу как основе для свободного развития личности нужен как контроль над формированием окружающей среды, так и контроль над техникой. Решение социальных за-дач с помощью техники должно опи¬раться на сопоставление с возможным ущербом при без-условном прио¬ритете гуманитарных целей. Техническое развитие в качестве состав¬ной части должно включать вопрос о том, насколько то, что возможно с научно-технической точки зрения, является социально, экономически и гуманистически доступным.
Человеческий облик научно-технического развития (т.е. его ориен¬тации на критерии гуманизма) все в большей степени способствует ин¬теграции не только естественных, соци-альных и технических наук, но и всего знания в целом. Разработаны первые программы де-мократизации, гуманизации и экологизации инженерно-технического мышления.
Принцип демократизации требует учета противоположных подходов к оценке техники от полного ликования до абсолютного скептицизма, знания всех альтернативных решений.
Предпосылкой реальной демократизации в сфере технической поли¬тики является син-тез двух культур, технической и гуманитарной рациональностей. Для гуманитарной культу-ры характерен широкий спектр оценок существующего положения вещей. Однако техниче-ские позиции и критерии в решении технических проблем до сих пор являются опре¬деляющими. Преодоление раскола культур связано не с отрицанием техники, а с новыми техническими решениями, полностью отвечающим гуманистическим критериям.
На вершине иерархии ценностей должен стоять гуманизм, т.е. вклад техники в развитие и создание таких форм бытия, которые позволили бы раскрыться способностям человека и обеспечить дальнейшее разви¬тие общественной и индивидуальной свободы, социальную за-щищенность и достойное существование.
Человечество только тогда сможет овладеть современным и буду¬щим развитием тех-ники в интересах своего дальнейшего существования, когда будет действовать сознательно, гуманно (ориентируясь на расширение свободы личности), солидарно (как сообщество, соз-нающее свою ответственность), в сотрудничестве (несмотря на различие в общественном строе, интересах, мировоззрениях).
Таким образом, изучение философии науки и техники дает возмож¬ность студенту до-полнить изучение своей специальности нетехничес¬ким подходом, что неизбежно приводит к формированию критического, творческого понимания исторического опыта, выработке спо-собности к общественному восприятию. Философия науки и техники предполагает осмысле-ние самих науки и техники как продукта человеческой циви¬лизации во всемирно-историческом масштабе процессов культуры. Все значительнее философские учения о чело-веке, принадлежащие нашей эпоха, внесли в анализ хода и последствий научно-технического прог¬ресса свой особый вклад. Они, опираясь на гуманитарную основу, по¬казали, что инди-вид, межличностное общение, мораль, культура -наиболее важный элемент выживания чело-вечества в эпоху научно-тех¬нической цивилизации. В условиях широкого внедрения инфор-мационной и компьютерной техники вопросы, касающиеся человека, его будущего, будуще-го культуры, все более заостряются. Возникают новые формы за¬висимости человека от нау-ки и техники, что требует от него самого усилий для направленного развития в сторону гу-манизма.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Pin It on Pinterest